Ламповые фонокорректоры от Василича. Мнение и отзыв.
Добавлено: 16 апр 2018, 10:11
Захотелось фонокорректор с возможностью перестройки постоянных времени, ну что бы была возможность, подстраивать корректор под любую грам запись.
Думаю, что все известно что даже "Мелодия" не всегда делала винил именно в формате RIAA.
Сказано сделано, нашел в инете схемотехнику такого фонокорректора и решил её показать специалисту, который более 30 лет занимается ламповой техникой.
Ответ ниже:
"Мое мнение по этому аппарату следующее: применение катодного повторителя на выходе‒грамотное решение конструктора. Пайка навесным монтажом, которую пытаются охаять некоторые теоретики, в принципе, хороша.
Все рации ламповые собраны навесным монтажом, и никому в голову почему-то не приходит его критиковать. Установка сверхминиатюрных ламп на «расщеперенных» ножках – самое приличное, с точки зрения простоты, реализации и минимизации дребезжания лампы в условиях домашнего стационарного положения.
Проверено на практике не только Василичем, но и мной и моими знакомыми ламповиками.
Так что, кто хает такую установку ламп, явно чистый теоретик.
Но почему никто из как поклонников, так и из хулителей не обратился к математическому анализу данного фонокорректора?
Тогда бы никому не пришлось переходить на личности, и все чинно и благородно определили бы все достоинства и недостатки аппарата. В защиту корректора Василича я уже высказался.
Теперь перейду к анализу:
С точки зрения применяемых деталей: применение в корректорах резисторов типа МЛТ,ВС и китайских полосатых выгодно с точки зрения цены, но очень нехорошо с точки зрения шума (эти резисторы весьма шумны).
Рекомендуется использовать проволочные резистры типа ПТМН,С5-5, С5-25, МРХ, металлопленочные С5-55 и т.п.
С точки зрения ТЭРЦ, выводы, к сожалению, не в пользу конструкторского решения Василича.
Ниже приведена принципиальная схема корректора и ее краткий анализ.
При беглом взгляде на цепь коррекции( качественно , без расчетов), можно сделать следющие неутешительные выводы:
1. При R8≠0 цепь коррекции формирет не три, как положено в большинстве стандартов грамзаписи, а четыре постоянных времени. Причем четвертая постоянная времени формируемая цепью R8C4 осуществляет не завал на инфранизких частотах(стандарт RIAA78), а формирует перегиб АЧХ( дает подъем ВЧ) на частотах от примерно 10 кГц и выше в зависимости от величины сопротивления R8.
2. При R8=0 постоянная времени τ1 равна 78мкс. И никак не регулируется, то есть фиксируется на стандарте RIAA. С точки зрения практики ухом, безусловно, вряд ли кто-то отличит 75 от 78 мкс.
Получается, что все стандарты грамзаписи, у которых τ1 менее 75 мкс, не могут быть реализованы.
3. Стандарт RIAA при таких номиналах цепи коррекции не может быть реализован в принципе. Проверяем:
Пусть R8=0, тогда τ1 равно 78 мкс(сойдет). Сопротивление R7 выставлено в такое положение, что вкупе с R6 получается сопротивление величиной 31,8 кОм, что с С3 емкостью 0,01мкф даст величину постоянной времени τ2=318 мкс. Хорошо. Что же получится с τ3?
Выходное сопротивление первого каскада примерно равно 10 кОм. Вместе с R5=220кОм получим сопротивление 230кОм, включенное в реальную цепь коррекции.
Для формирования τ3=3180мкс в цепи RIAA коррекции отношение R6 к эквивалентному сопротивлению равному 230 кОм должно быть равно 6,87 (кому интересно откуда это взято, может прочесть статью одесситов Гапонова и Бабиченко, либо книгу «Ламповые корректоры. Настольное пособие радиолюбителя»).
Ниже дан кусочек из этих материалов:
1. Вычисляем сопротивление R2: R2= τ₂ /C2
2.Вычисляем R1: R1= R2( τ3 -τ₂)( τ₂- τ1) / τ22
3.Вычисляем С1: Если бы цепь R1С1 была отдельной, то С1=t1/R1.
Но в реальности она включена в более сложную систему.
Поэтому формула расчета С1 усложняется и принимает вид: С1= τ1 τ3С2 /(( τ3 -τ₂)( τ₂- τ1))
Считаем: 230/31,8=7,23, а не 6,87. Чему же равна τ3? А вот чему: 3180*7,23/6,87= 3340 мкс.
Что существенно больше и на слух уже заметно.
4. Расчеты приводить не буду, чтобы не утомлять читателей, которые не любят математику, просто напишу возможные пределы перестройки постоянных времени в данной схеме.
τ1=от 75 до 95 мкс,
τ2=от 240мкс до1240 мкс,
τ3= от 2600 мкс до 3800 мкс,
τ4=от 0 до17 мкс.
Если сравнить с 12-ю наиболее известными стандартами грамзаписи (таблицу с ними можно посмотреть на бесплатных 25% книги «Ламповые фонокорректоры. Настольное пособие радиолюбителя»), то можно видеть, что данные пределы перестройки не позволяют перекрыть как минимум 2/3 видов коррекции.
А если вспомнить, что при перестройке τ2 «уплывает» τ3, то говорить о точности формирования стандартных АЧХ не приходится.
Невозможно, в принципе, создать на сосредоточенной цепи коррекции систему с плавной перестройкой трех постоянных времени.
Для этого пользуются распределенной по каскадам цепью коррекции.
Как полумеру можно применить дискретное переключение точно рассчитанных под необходимые стандарты сосредоточенных цепей коррекции.
Что и желаю Василичу реализовать в своих следующих разработках.
К сожалению, приходится констатировать следующий факт: на данный момент корректор Василича не соответствует техническим требованиям по точности реализации АЧХ."
Думаю, что все известно что даже "Мелодия" не всегда делала винил именно в формате RIAA.
Сказано сделано, нашел в инете схемотехнику такого фонокорректора и решил её показать специалисту, который более 30 лет занимается ламповой техникой.
Ответ ниже:
"Мое мнение по этому аппарату следующее: применение катодного повторителя на выходе‒грамотное решение конструктора. Пайка навесным монтажом, которую пытаются охаять некоторые теоретики, в принципе, хороша.
Все рации ламповые собраны навесным монтажом, и никому в голову почему-то не приходит его критиковать. Установка сверхминиатюрных ламп на «расщеперенных» ножках – самое приличное, с точки зрения простоты, реализации и минимизации дребезжания лампы в условиях домашнего стационарного положения.
Проверено на практике не только Василичем, но и мной и моими знакомыми ламповиками.
Так что, кто хает такую установку ламп, явно чистый теоретик.
Но почему никто из как поклонников, так и из хулителей не обратился к математическому анализу данного фонокорректора?
Тогда бы никому не пришлось переходить на личности, и все чинно и благородно определили бы все достоинства и недостатки аппарата. В защиту корректора Василича я уже высказался.
Теперь перейду к анализу:
С точки зрения применяемых деталей: применение в корректорах резисторов типа МЛТ,ВС и китайских полосатых выгодно с точки зрения цены, но очень нехорошо с точки зрения шума (эти резисторы весьма шумны).
Рекомендуется использовать проволочные резистры типа ПТМН,С5-5, С5-25, МРХ, металлопленочные С5-55 и т.п.
С точки зрения ТЭРЦ, выводы, к сожалению, не в пользу конструкторского решения Василича.
Ниже приведена принципиальная схема корректора и ее краткий анализ.
При беглом взгляде на цепь коррекции( качественно , без расчетов), можно сделать следющие неутешительные выводы:
1. При R8≠0 цепь коррекции формирет не три, как положено в большинстве стандартов грамзаписи, а четыре постоянных времени. Причем четвертая постоянная времени формируемая цепью R8C4 осуществляет не завал на инфранизких частотах(стандарт RIAA78), а формирует перегиб АЧХ( дает подъем ВЧ) на частотах от примерно 10 кГц и выше в зависимости от величины сопротивления R8.
2. При R8=0 постоянная времени τ1 равна 78мкс. И никак не регулируется, то есть фиксируется на стандарте RIAA. С точки зрения практики ухом, безусловно, вряд ли кто-то отличит 75 от 78 мкс.
Получается, что все стандарты грамзаписи, у которых τ1 менее 75 мкс, не могут быть реализованы.
3. Стандарт RIAA при таких номиналах цепи коррекции не может быть реализован в принципе. Проверяем:
Пусть R8=0, тогда τ1 равно 78 мкс(сойдет). Сопротивление R7 выставлено в такое положение, что вкупе с R6 получается сопротивление величиной 31,8 кОм, что с С3 емкостью 0,01мкф даст величину постоянной времени τ2=318 мкс. Хорошо. Что же получится с τ3?
Выходное сопротивление первого каскада примерно равно 10 кОм. Вместе с R5=220кОм получим сопротивление 230кОм, включенное в реальную цепь коррекции.
Для формирования τ3=3180мкс в цепи RIAA коррекции отношение R6 к эквивалентному сопротивлению равному 230 кОм должно быть равно 6,87 (кому интересно откуда это взято, может прочесть статью одесситов Гапонова и Бабиченко, либо книгу «Ламповые корректоры. Настольное пособие радиолюбителя»).
Ниже дан кусочек из этих материалов:
1. Вычисляем сопротивление R2: R2= τ₂ /C2
2.Вычисляем R1: R1= R2( τ3 -τ₂)( τ₂- τ1) / τ22
3.Вычисляем С1: Если бы цепь R1С1 была отдельной, то С1=t1/R1.
Но в реальности она включена в более сложную систему.
Поэтому формула расчета С1 усложняется и принимает вид: С1= τ1 τ3С2 /(( τ3 -τ₂)( τ₂- τ1))
Считаем: 230/31,8=7,23, а не 6,87. Чему же равна τ3? А вот чему: 3180*7,23/6,87= 3340 мкс.
Что существенно больше и на слух уже заметно.
4. Расчеты приводить не буду, чтобы не утомлять читателей, которые не любят математику, просто напишу возможные пределы перестройки постоянных времени в данной схеме.
τ1=от 75 до 95 мкс,
τ2=от 240мкс до1240 мкс,
τ3= от 2600 мкс до 3800 мкс,
τ4=от 0 до17 мкс.
Если сравнить с 12-ю наиболее известными стандартами грамзаписи (таблицу с ними можно посмотреть на бесплатных 25% книги «Ламповые фонокорректоры. Настольное пособие радиолюбителя»), то можно видеть, что данные пределы перестройки не позволяют перекрыть как минимум 2/3 видов коррекции.
А если вспомнить, что при перестройке τ2 «уплывает» τ3, то говорить о точности формирования стандартных АЧХ не приходится.
Невозможно, в принципе, создать на сосредоточенной цепи коррекции систему с плавной перестройкой трех постоянных времени.
Для этого пользуются распределенной по каскадам цепью коррекции.
Как полумеру можно применить дискретное переключение точно рассчитанных под необходимые стандарты сосредоточенных цепей коррекции.
Что и желаю Василичу реализовать в своих следующих разработках.
К сожалению, приходится констатировать следующий факт: на данный момент корректор Василича не соответствует техническим требованиям по точности реализации АЧХ."